31
Волик Елена Анатольевна
Кубанский государственный университет
О тематических особенностях педагогической журналистики 1860–1917 гг.
Волик Е.А. О тематических особенностях педагогической журналистики 1860–1917 гг. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 197-203. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-197-203
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-197-203
УДК: 37:070
Дата приема статьи в публикацию: 22.11.2019
Аннотация: Статья посвящена комплексному исследованию материалов о народных школах в педагогической журналистике середины XIX – начала XX столетия. Обобщён педагогический опыт, отраженный в журнальных публикациях, разработан каталог статей о народных школах, предложена тематическая периодизация образовательной прессы. Обоснована идея о том, что задача педагогической журналистики 1860–1917 гг. заключается в изучении работы народных школ, формировании теоретического и практического базиса педагогики и определении перспектив развития образования. Появление конкурентоспособных педагогических изданий обеспечило участникам педагогического процесса возможность быстрой реализации коммуникативной связи и, как следствие, стремительные темпы модернизации образования. Педагогическая журналистика 1860–1917 гг. раскрывала проблемы становления и развития народных школ, способствовала определению дальнейшего курса народного образования.
Ключевые слова: педагогическая журналистика, медиасреда, ин¬формационные и коммуникационные технологии, народное образование, народ¬ная школа, педагогическая пресса, педагогическая наука
Список литературы: Азарная М.А. Педагогическая пресса в России во второй половине XIX в.: генезис, предметно-тематические и структурно-функциональные особенности: дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2006. 177 с. Анастасьев А. О предметах преподавания в начальных школах // Русская школа. 1893. № 2. С. 115–123. Береснева Л.Н. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX – начала XX в.: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2005. 273 с. Бондаренко Н.И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования: на примере журнала «Учитель» – 1861–1918; 1997–2009 гг.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 197 с. Денисович Т.Е. Педагогическая журналистика: учебное пособие. М.: Форум, 2016. 144 с. Жилина А.И., Чепуренко Г.П., Юрьева Д.В. Мобильное обучение как пе-дагогическая инновация в системе управления знаниями // Вестник Ленинградского государственного университета. 2019. № 2. С. 132–145. Лубашов В.А. Новаторская деятельность журнала «Педагогический сборник» по формированию общественно-педагогического сознания и развитию учебно-методического дела в России второй половины XIX – начала XX века: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2009. 187 c. Славина В.А., Назарова Н.Е. Образовательная журналистика: проблемы и перспективы // Преподаватель ХХI век. 2010. № 1. С. 13–18. Царева Е.В. Влияние периодической печати на развитие системы профессионального образования учителей в России на рубеже 19–20 веков: дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2010. 160 с. Шевелёв В.Ю. Наследие отечественных педагогов конца XIX в. в становлении образа идеального учителя // Вестник Ленинградского государственного университета. 2017. № 4. С. 171–178.
Информация об авторе: Волик Елена Анатольевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия. E-mail: volik-elena2014@yandex.ru