7
Сергиенко Елена Алексеевна
Институт психологии Российской академии наук
Хлевная Елена Анатольевна
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Киселева Татьяна Сергеевна
Международный центр «Креативные технологии консалтинга»
Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека
Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 46–53. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-46-53
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-46-53
УДК: 159.9.072
Дата приема статьи в публикацию: 12.12.2019
Аннотация: В статье обсуждается роль эмоционального интеллекта (ЭИ) в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека, представлен анализ зарубежных и отечественных исследований по данной тематике. Приведены результаты психометрической проверки тестовой методики измерения ЭИ (ТЭИ), созданной авторами на основе модели ЭИ как способности П. Сэловея, Дж. Мэйера, Д. Карузо и психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика. Методика создавалась по аналогии с MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests). В психометрической проверке ТЭИ приняли участие 1007 человек в возрасте от 20 до 72 лет (487 мужчин и 520 женщин, средний возраст – 35,9 лет). Методика ТЭИ продемонстрировала удовлетворительные психометрические показатели надежности и валидности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эффективность деятельности, психологическое благополучие, субъективное экономическое благополучие, надежность теста, валидность теста.
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-013-00085
Список литературы: Башкатов С.А. Разноуровневые факторы личностного благополучия: дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2013. 179 с. Бенко Е.В. Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития личности: дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2017. 183 с. Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 2. С. 63–69. Дубовик Ю.Б. Психологическое благополучие в пожилом и старческом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 230 с. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков в образовательных средах с разным уровнем психологической безопасности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 124 с. Карапетян Л.В. Типологическое исследование эмоционально-личностного благополучия // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 57. С. 11. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.09.2019). Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 222 с. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 215 с. Лебедева А.А. Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 182 с. Мотков О.И. Изучение гармоничности образа жизни и ее развития. URL: http://files.library.by/files/1461674744.pdf (дата обращения: 23.09.2019). Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2003. 163 с. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): метод. пособие. М.: Смысл, 2017. 140 с. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И. [и др.] Эмоциональный интеллект: разработка русскоязычной методики ТЭИ (Тест эмоционального интеллекта) // Психологические исследования. 2019. Т. 12, № 63. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 23.09. 2019). Терехина Н.С., Сергиенко Е.А., Лекалов А.А. [и др.] Взаимосвязь контроля поведения и субъективного благополучия людей различных профессий // Экспериментальная психология. 2014. T. 7, № 4. С. 52–65. Терехина Н.С. Субъективные и личностные характеристики людей различных профессий при построении временной перспективы: дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 261 с. Угланова Е.А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 175 с. Хащенко В.А. Социально-психологическая детерминация субъективного экономического благополучия: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 513 с. Altındağ E., Kösedağı Y. The relationship between emotional intelligence of managers, innovative corporate culture and employee performance. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015, v. 210, pp. 270–282. Arfara C., Samanta I. The impact of emotional intelligence on improving team-working: the case of Public Sector (National Centre for Public Administration and Local Government-NCPALG). Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2016, v. 230, pp. 167–175. Azouzi M.A., Jarboui A. CEO emotional intelligence and board of directors' efficiency. Corporate Governance: The international journal of business in society, 2013, v. 13, № 4, pp. 365–383. Ballespí Sola S. et al. To know or not to know? Mentalization as protection from somatic complaints. PLoS ONE, 2019, v. 14, № 5. С. e0215308. Brackett M.A., Rivers S.E., Shiffman S. [et al.] Relating emotional abilities to social functioning: A comparison of self-report and performance measures of emotional intelligence. Journal of Personality and Social Psychology, 2006, v. 91, рр. 780–795. Carmeli A., Yitzhak-Halevy M., Weisberg J. The relationship between emotional intelligence and psychological wellbeing. Journal of Managerial Psychology, 2009, v. 24, № 1, рр. 66–78. Cazan A.M., Năstasă L.E. Emotional intelligence, satisfaction with life and burnout among university students. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015, v. 180, pp. 1574–1578. Ciarrochi J.V., Chan A.Y., Caputi P. A critical evaluation of the emotional intelligence construct. Personality and Individual differences, 2000, v. 28, № 3, рр. 539–561. Colomeischi A.A. Teachers burnout in relation with their emotional intelligence and personality traits. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2015, v. 180, pр. 1067–1073. Crombie D.T., Lombard C., & Noakes T.D. Increasing Emotional Intelligence in Cricketers: An Intervention Study. International Journal of Sports Science and Coaching, 2011, v. 6, рр. 69–86. Farh C.I., Seo M.G., Tesluk P.E. Emotional intelligence, teamwork effectiveness, and job performance: The moderating role of job context. Journal of Applied Psychology, 2012, v. 97, № 4, рр. 890. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995. Gutiérrez-Cobo M.J., Cabello R., Fernández-Berrocal P. The three models of emotional intelligence and performance in a hot and cool go/no-go task in undergraduate students. Frontiers in behavioral neuroscience, 2017, v. 11, pp. 33. Hodzic S. [et al.] How efficient are emotional intelligence trainings: a meta-analysis. Emotion Review, 2018, v. 10, № 2, pp. 138–148. Joseph D.L., Newman D.A. Emotional intelligence: An integrative meta-analysis and cascading model. Journal of Applied Psychology, 2010, v. 95 (1), pp. 54–78. Kidwell S.L., Young M.E., Hinkle L.D. [et al.] Emotional competence and behavior problems: Differences across Preschool Assessment of Attachment classifications. Clinical Child Psychology and Psychiatry, 2010, v. 15, pp. 391–406. URL: http://dx.doi .org/10.1177/1359104510367589. Lopes P.N., Salovey P., Straus R. Emotional intelligence, personality, and the perceived quality of social relationships. Personality and Individual Differences, 2003, v. 35, pp. 641–658. Martinez-Pons M. The relation of emotional intelligence with selected areas of personal functioning. Imagination, Cognition and personality, 1997, v. 17, № 1, pp. 3–13. Martins A., Ramalho N., Morin E.A comprehensive meta-analysis of the relationship between emotional intelligence and health. Personality and individual differences, 2010, v. 49, № 6, pp. 554–564. Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence and the construction and regulation of feelings. Applied and preventive psychology, 1995, v. 4, № 3, pp. 197–208. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review, 2016, v. 8 (4), pp. 290–300. McCleskey J. An examination of the relationship between ability model emotional intelligence and leadership practices of organizational leaders and entrepreneurs. Dissertation, Capella University, Minneapolis, 2015. McFarlin R.G., Rode J.C., & Shervani T.A. A contingency model of emotional intelligence in professional selling. Journal of the Academy of Marketing Science, 2015, v. 44 (1), pp. 108–118. Miao C., Humphrey R.H., & Qian S. A meta-analysis of emotional intelligence and work attitudes. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2016. Online early view, doi:10.1111/joop.12167 O'Boyle Jr E.H. et al. The relation between emotional intelligence and job performance: A metaanalysis. Journal of Organizational Behavior, 2011, v. 32, № 5, pp. 788–818. Ouyang Z. et al. Organizational justice and job insecurity as mediators of the effect of emotional intelligence on job satisfaction: A study from China. Personality and Individual Differences, 2015, v. 76, pp. 147–152. Por J. et al. Emotional intelligence: Its relationship to stress, coping, well-being and professional performance in nursing students. Nurse education today, 2011, v. 31, № 8, pp. 855–860. Rode J.C. et al. A time-lagged study of emotional intelligence and salary. Journal of Vocational Behavior, 2017, v. 101, pp. 77–89. Saarni C. The development of emotional competence. Guilford Press, 1999. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition, and Personality, 1990. Schutte N.S. et al. Development and validation of a measure of emotional intelligence. Personality and individual differences, 1998, v. 25, № 2, pp. 167–177. Schutte N.S., Loi N.M. Connections between emotional intelligence and workplace flourishing. Personality and Individual Differences, 2014, v. 66, p. 134–139.
Информация об авторе: Сергиенко Елена Алексеевна, ORCID 0000-0003-4068-9116, доктор психологических наук, профессор, Институт психологии Российской академии наук, г. Москва, Россия. E-mail: elenas13@mail.ru
Информация о соавторе: Хлевная Елена Анатольевна, ORCID 0000-0002-0975-6686, доктор экономических наук, кандидат психологических наук, профессор Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия. E-mail: elankha@yandex.ru
Информация о соавторе: Киселева Татьяна Сергеевна, ORCID 0000-0002-3960-5096, кандидат психологических наук, Международный центр «Креативные технологии консалтинга», г. Москва, Россия E-mail: kiseleva@mc-ktk.ru