33
Молоков Дмитрий Сергеевич
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Ударная группа педагогических институтов Советской России: предпосылки создания и содержание неопубликованных декретов
Молоков Д.С. Ударная группа педагогических институтов Советской России: предпосылки создания и содержание неопубликованных декретов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 210-215. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-210-215
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-210-215
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 29.01.2020
Аннотация: В статье раскрывается и анализируется содержание неопубликованных постановлений об ударной группе высших педагогических учебных заведений, принятых в Советской России в конце 1920 г. Несмотря на то, что документы были подписаны правительством страны, о них практически не упоминается в сборниках нормативно-правовых актов, декретов советской власти и историко-педагогической литературе. В то же время они способствовали трансформации российской системы педагогического образования, определив курс на централизацию управления и обозначив контуры модели непрерывной профессиональной подготовки педагогов. Оценка текста постановлений, соотнесение их с социокультурными и историческими условиями позволили определить предпосылки формирования ударной группы высших педагогических учебных заведений. В статье на основе анализа архивных источников Верхневолжского региона приводятся примеры реализации решения об ударной группе педагогических институтов на региональном уровне. Материалы исследования дополняют научные сведения об особенностях национальной образовательной политики в области подготовки педагогов и могут быть использованы с целью пополнения сборников нормативно-правовых актов начала советского периода российской истории, осуществления современной образовательной политики в области организации педагогического образования, анализа деятельности опорных вузов, дополнения учебной литературы и содержания учебных курсов по истории педагогики и образования.
Ключевые слова: ударная группа, педагогические институты, 20-е гг. ХХ в., Советская Россия, трансформация, педагогическое образование, опорные вузы.
Список литературы: Ермаков А.М. Первые шаги Ярославского педагогического института (1918–1924) // История ЯГПУ за 100 лет / под ред. М.В. Новикова. Ярославль, 2008. С. 37–57. История образования и педагогической мысли / под ред. В.Б. Успенского. Ярославль, 2002. 108 с. Ленин В.И. Полн. собр. соч.: в 55 т. Т. 36. Москва, 1962. 741 с. Милкус А. Школа до и после Революции: То, что не успел Столыпин, доделал Сталин // Комсомольская правда: электрон. версия газеты. URL: https://www.yar.kp.ru/daily/26759.7/3789266/ (дата обращения: 27.12.2019). Молоков Д.С. Источниковая база исследования профессиональной подготовки педагогов в России: заявка 2018620386 Рос. Федерация; свидетельство о регистрации базы данных RUS 2018620763; 03.04.2018; опубл. 20.06.18, бюл. № 6. Молоков Д.С. Предпосылки становления и развития непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 13–18. Народное образование в РСФСР / под ред. М.П. Кашина, Е.М. Чехарина. Москва, 1969. 375 с. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. Москва: Педагогика, 1975. 218 c. Сергеева С.В., Козлова Е.В. Историко-педагогическое исследование: системный подход, принципы, методы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 27.12.2019). Советская педагогика. 1966. № 10. С. 111. Суворовский А.М. К истории Ярославского педагогического института (1918–1924). Ярославль, 1929. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. Москва, 1935–1940. URL: http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/20/us489204.htm?cmd=0&istext=1 (дата обращения: 27.12.2019). Шевелев А.Н. Потенциал феноменологического подхода в историко-педагогических исследованиях // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. Т. 6, № 14. С. 151–162. Byford A., Jones P. Policies and Practices of Transition in Soviet Education from the Revolution to the End of Stalinism. History of Education, 2006, vol. 35, iss. 4–5, pp. 419–426. DOI: 10.1080/00467600600713070 Cucciolla R.M. The Soviet Mind. Russian Culture under Communism. Europe-Asia Studies, 2018, vol. 70, iss. 1, pp. 130–131. Kamińska M. Axiological foundations of civic education – the role of teachers. Essays on Education, ed. by W. Sroczyński. South Jordan, 2013, pp. 51–65. Kaser M. Resources for Russian Education: Soviet Strategies in Historical Context. History of Education, 2006, vol. 35, iss. 4–5, pp. 561–583. DOI: 10.1080/00467600600715307 Loughran J.J. Developing a pedagogy of teacher education: Understanding teaching and learning about teaching. London, Routledge, 2006. Magsumov T.A. History of Russian education and pedagogics in search of self-identification. Theoretical & Applied Science, 2016, vol. 01 (33), pp. 121–126. Sumpf A. Confronting the Countryside: The Training of Political Educators in 1920s Russia. History of Education, 2006, vol. 35, iss. 4–5, pp. 475–498. DOI: 10.1080/00467600600714813.
Информация об авторе: Молоков Дмитрий Сергеевич, ORCID 0000-0002-4313-4055, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль, Россия. E-mail: dsmolokov@mail.ru