- 4
- Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Республике Казахстан
- Грушецкая И.Н., Щербинина О.С., Лепешев Д.А. Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Республике Казахстан // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 29–35. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-29-35
- DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-29-35
- УДК: 376.545
- Дата приема статьи в публикацию: 25.11.2019
- Аннотация: Современные российские наработки науки и практики в области сопровождения одаренных детей имеют огромную ценность для грамотной организации образовательного процесса с данной категорией как потенциальной интеллектуальной элитой страны. Наряду с этим важно проводить сравнение российского опыта и опыта других стран для определения возможных точек дальнейшего роста. В статье представлены результаты сравнительного анализа опыта социально-педагогической работы с одаренными детьми в России и Республике Казахстан, которая накопила серьезный опыт работы с данной нестандартной категорией детей за годы постсоветского существования. Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Казахстане. В ходе эмпирического исследования проведено анкетирование педагогов общеобразовательных организаций РФ (n = 132), педагогов организаций дополнительного образования (n = 66), педагогов и специалистов ОЦ «Сириус» города Сочи (n = 27); образовательных организаций Казахстана (n = 200). Опрос педагогов и специалистов образовательных организаций проводился в 2018 и 2019 гг. Выявленные особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Казахстане могут быть учтены при организации данного направления деятельности и позволят повысить эффективность социально-педагогического сопровождения одаренных школьников.
- Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, социальное развитие, социально-педагогическая работа, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования.
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00656
- Список литературы: Список литературы Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9172194 Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35) С. 136–144. DOI: 10.32744/pse.2018.5.15 Захарова Ж.А., Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в условиях современных образовательных организаций // Science for Education Today / Новосибирский государственный педагогический университет. 2019. Т. 9, № 1. С. 27–42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658 Концепция выявления, поддержки и развития одаренных детей в Республике Казахстан // Информ.-метод. сб. РНПЦ «Дарын». Астана, 1999. № 3. С. 3–24. Лепешев Д.В, Караулова А.А. Методы диагностики одаренных детей // Вестник Омского регионального института. 2018. № 3. С. 138–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32765115 Леутина Л.А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 152–173. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-152-173 Панов В.И. Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5, № 4. С. 129–137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23028561 Смирнов В.А., Хазова С.А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 5. С. 39–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32728541 Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 28–38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203 Guez A., Peyre H., Le Cam M., Gauvrit N., Ramus F. Are high-IQ students more at risk of school failure? Intelligence, 2018, vol. 71, рр. 32–40. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2018.09.003