- 1
- 7P просветительства
- Духанина Л.Н., Максименко А.А., Бушуев И.А. и др. 7P просветительства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 5–16. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-5-16
- DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-5-16
- УДК: 374.7; 37.017.92
- Дата приема статьи в публикацию: 18.01.2020
- Аннотация: В настоящей статье авторы предлагают на основе результатов масштабного всероссийского исследования, проведенного силами актива Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество “Знаниеˮ» (в 2017 году), а также данных исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (2016–2018 гг.) оригинальную классификацию феномена просветительства с точки зрения концепции маркетинга и широко распространенных инструментов комплекса маркетинга 7P (marketing mix model). В число задач вышеперечисленных исследований входило выяснение характера и степени осведомленности разных целевых аудиторий о просветительских проектах, выявление заинтересованности в тематике и формате просветительских мероприятий, мотивации в периодическом обучении, определение платежеспособности населения в отношении просветительских продуктов. Кроме того, на основе проводимых в рамках исследования экспертных интервью были обобщены наиболее успешные управленческие практики в сфере продвижения культурно-массовых и социально значимых проектов как в малых городах, так и мегаполисах. Приведена сокращенная классификация просветительского продукта, упрощение которой связано с учетом факторов цифровизации современного общества и информационного пространства, усложнения процесса социальной коммуникации, перманентно растущих требований к личным и профессиональным качествам человека (особенно в части навыков и компетенций будущего). На основе сформулированных положений микс-маркетингового комплекса просветительства предложены разноплановые социальные технологии продвижения просветительских мероприятий, а также выявлены условия их успешной реализации. По мнению авторов статьи, многие средства и приемы формирования внутренней и внешней сред просветительских организаций, давно и широко использующиеся на практике, фактически не описаны как в педагогической, так и в маркетинговой научной литературе. Их более полный научный обстоятельный и системный анализ, сравнение с традиционными маркетинговыми концепциями сделает их практическое применение более целенаправленным и эффективным.
- Ключевые слова: феномен просветительства, концепция 7P, социология просветительства, маркетинг просветительства, просветительский продукт, образование взрослых, Российское общество «Знание»
- Список литературы: Брежнев Л.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. М.: Политиздат, 1978. Т. 1. 630 с. Гершман А. В борьбе за сплошную грамотность. Л.: ОГИЗ «Молодая гвардия», 1931. 172 с. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Будущее просветительства в свете глобальных вызовов. М.: Российское общество «Знание», 2019. 208 с. Духанина Л.Н., Максименко А.А. Просветительские запросы россиян // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 226–240. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-226-240. Захарова И.В. Маркетинг образовательных услуг. Ульяновск, УлГТУ, 2008. 170 с. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс. М.: Вильямс, 2014. 488 с. Липсиц И.В., Дымшиц М.Н. Основы маркетинга: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. 208 с. Лукша П.О. Будущее образования: глобальная повестка: Результаты работы по форсайту образования 2030. М., 2013. 24 с. Максименко А.А., Данилов В.Н. Просветительство в России: проблемы и вызовы. Кострома: Костромская областная общественная просветительско-обучающая организация «Знание», 2017. 144 с. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. 464 с. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа культурной политики, 1997. 656 с. Booms B.H., Bitner M.J. Marketing strategies and organization structures for service firms, ed. by Donnelly, J.H., George, W.R. Marketing of Services, American Marketing Association, Chicago, IL, 1981, pp. 47–51. Borden N.H. The Concept of the Marketing Mix. Journal of Advertising Research, 1964, vol. 4 (June), pp. 2–7. Bordieu P. The Field of Cultural Production. Cambridge, UK, Polity Press, 1993, 322 p. Bradford H. A new framework for museum marketing. Museums management, ed. K. Moore, Routledge, London, 1994, pp. 41–51. Hackley C., Tiwsakul R.A. Entertainment marketing and experiential consumption. Journal of marketing communications, 2006, 12 (1), pp. 63–75. Kotler N., Kotler P. Can Museums be All Things to All People? Missions, Goals, and Marketing's Role. Museum Management and Curatorship, 2000, vol. 18, № 3, pp. 271–287. Kotler N. New Ways of Experiencing Culture: the Role of Museums and Marketing Implications. Museum Management and Curatorship, 2001, vol. 19, № 4, pp. 417–425. Kotler N., Kotler P. Museum Strategy and Marketing: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources, 2009, 511 p. Levitt T. The Marketing Imagination. N. Y., Free Press, 1986, 238 p. Lewis P. Museums and marketing. Museum Management, ed. by Kevin Moore, Routledge, London, 1994, pp. 216–231. Lieberman A., Esgate P. The entertainment marketing revolution: Bringing the Moguls, the Media, and the Magic to the World. Prentice Hall, 2002, 358 p. McCarthy E.J. Basic Marketing: a Managerial Approach. Richard D. Irwin, Homewood, Illinois, 1960, 978 p. McLean F. Marketing the Museum, 1997, 257 с. Rentschler R., Hede A. Museum marketing: competing in the global marketplace. Butterworth-Heinemann, 2007, 296 p.