10
Чекалина Мария Сергеевна
Новосибирский государственный педагогический университет
Саморегуляция и ее компоненты как условие готовности к профессиональному самоопределению
Чекалина М.С. Саморегуляция и ее компоненты как условие готовности к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 65–71. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-65-71
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-65-71
УДК: 159.922
Дата приема статьи в публикацию: 14.01.2020
Аннотация: В статье представлены результаты исследования взаимосвязи готовности к профессиональному самоопределению и саморегуляции в контексте построения профессиональной перспективы. Автор раскрывает специфику профессионального самоопределения в период обучения в вузе. В результате эмпирического исследования были выявлены различия в готовности к профессиональному самоопределению в зависимости от развития навыков саморегуляции в юношеском возрасте. Студенты, не готовые к профессиональному самоопределению, характеризуются слабой сформированностью процессов моделирования, направленностью на гедонистическое настоящее, недоверием к миру и чаще всего заниженной самооценкой. Студенты, готовые к профессиональному самоопределению, умеют выделять значимые условия для достижения поставленных целей, ориентируются на будущее, характеризуется умением планировать и достигать будущие цели. Также автором выявлено, что особенностью профессионального самоопределения современных студентов является большая гибкость профессиональных намерений, мобильность интересов, однако способность к самооценке собственных способностей и возможностей, овладение определенным типом деятельности остается на довольно низком уровне. В результате у значительной части юношей и девушек возникают нереалистичные либо неосуществимые планы, абстрактное, недостаточно содержательное, рассогласованное, противоречивое представление о профессиональной перспективе.
Ключевые слова: профессиональная перспектива, образ будущего, саморегуляция, планирование, моделирование, целеполагание, юношеский возраст, готовность к профессиональному самоопределению, профессиональное самоопределение
Список литературы: Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2004. 750 с. Кирьякова А.В., Козловская Т.Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «Образа будущего» студента университета: монография. Нижний Новгород: ВГИПА, 2006. 142 с. Ковалевич М.С. Модели содержания и технологии информационно-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения личности // Адукацыя і выхаванне. 2012. № 2. С. 14–22. Козловская Т.Н. Обучение студентов навыкам планирования времени // Психология в вузе. 2007. № 34. С. 37–45. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5–12. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии образования // Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: сб. науч. трудов. М.; Шуя: Исследовательский центр подготовки преподавателей: ШГП, 1998. Вып. 1. С. 5–22. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов: учеб. пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. 127 с. Петрова В.Н. Методика изучения образа возможного будущего // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16–17. С. 32–36. Профессиональное самоопределение студентов в системе высшего и среднего профессионального образования (на материалах университета и колледжа) / Л.Е. Галаганова, С.Ю. Носков, Г.Г. Солодова, Е.З. Галаганова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 216 с. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности (психологический контекст): монография. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. 152 с. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы личности: риски воспроизводства девиантного поведения: монография / АлтГУ, Фак. психологии, Науч.-образоват. центр комплекс. исслед. проблем молодежи. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012. 286 с. Резапкина Г.В. Как измерить эффективность профориентационной работы // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. / под общей ред. А.Г. Миронова. Красноярск, 2016. С. 272–278. Утяганова З.З. «Образ будущего» в процессе самореализации студента в вузе // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 154–156. Чекалина М.С. Взаимосвязь построения образа будущего и саморегуляции // Вестник педагогических инноваций. 2017. № 4 (48). С. 51–60. Шендрик И.Г. Профессиональное образование в условиях постиндустриального общества // Научный диалог. 2012. № 10. С. 53–59. Collins N. Motivation and Self-Regulated Learning: Theory, Research, and Applications (review). The Journal of Higher Education, vol. 80, № 4, July/August 2009, рр. 476–479. Planning Promotes Goal Striving Peter M. Gollwitzer and Gabriele Oettingen. Handbook of self-regulation: research, theory, and applications, ed. by Kathleen D. Vohs, Roy F. Baumeister, United States, 2nd ed., 2010, 592 p. Zimmerman B.J. Attaining self-regulation: A social cognitive perspective. In M. Boekaerts, P. R., Pintrich, & M. Zeidner (Eds.), Handbook of selfregulation. San Diego, CA, Academic Press, 2000, рр. 13–39.
Информация об авторе: Чекалина Мария Сергеевна, ORCID 0000-0003-4615-4892, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия. E-mail: mari-serg28@mail.ru