5
Бурлаченко Лариса Сергеевн
Кубанский государственный технологический университет
Трансформация профессиональной идентичности в условиях транзитивности профессионально-трудовой сферы современного общества
Бурлаченко Л.С. Трансформация профессиональной идентичности в условиях транзитивности профессионально-трудовой сферы современного общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 36–40. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-36-40
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-36-40
УДК: 376.545
Дата приема статьи в публикацию: 16.12.2019
Аннотация: Модификация трудовых функций и прогрессивное развитие цифровых технологий и средств коммуникаций приводит к появлению новых профессий, а также изменениям требований к уже существующим профессиональным стандартам. В связи с этим в последнее десятилетие появилось большое количество исследований, рассматривающих особенности изменения профессиональной идентичности на современном этапе общественного развития. Целью данной статьи является анализ современных теоретических и эмпирических исследований профессиональной идентичности в условиях цифровизации и транспрофессионализма. На основе результатов анализа были выделены основные факторы, влияющие на изменение профессиональной идентичности в условиях транзитивности, и определены направления дальнейшего изучения социально-психологического конструкта профессиональной идентичности.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, транспрофессионализм, цифровизация, труд, профессиональная деструкция, профессиональный маргинализм.
Финансирование и благодарности: Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект 19-413-235002 «Самопонимание профессиональной идентичности молодежи в контексте представлений о будущем (на примере профессии инженера)»
Список литературы: Антиперович Е.Г. Особенности самооценки юристов стиля своего поведения в межличностном взаимодействии // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1–1 (5). С. 309–314. Гавриченко О.В. Специфика самопрезентации в интернете представителей разных профессиональных групп // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: коллективная монография / под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. Москва, 2019. С. 112–117. Ермолаева Е.П. Мультидисциплинарный подход в модели «Человек – профессия – общество» // Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда, 2017. Т. 2. № 1. С. 3–22. Заковоротная М.В. Профессиональная идентичность как ключевой аспект современной социальной идентичности // Электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-identichnost-kak-klyuchevoy-aspekt-sovremennoy-sotsialnoy-identichnosti (дата обращения: 25.09.2019). Заводчиков Д.П. Психологические угрозы профессиональному будущему субъекта профессиональной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 18–26. Зеер Э.Ф. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 9–28. Каманина В.Е. Профессиональная идентификация современных журналистов: теоретические основы и реальные практики // Известия Тульского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 81–91. Колодяжная Е.К. Профессиональная идентичность графических дизайнеров // Форум молодых ученых, 2018. № 9 (37). URL: https://forum-nauka.ru/domains_data/files/37/Kolodyazhnaya-2.pdf (дата обращения: 23.10.2019). Посухова О.Ю. Прекариат мегаполиса и профессиональная идентичность в контексте неявного знания // Электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/16949659 (дата обращения: 23.10.2019). Сидорина Т.Ю. Жизнь без труда или труд во спасение? СПб.: Алетейя, 2018. 170 с. Солдатова Е.Л., Шевченко A.A. Особенности нормативного кризиса у представителей социальной и производственной сфер деятельности с разным уровнем выгорания // Наука, образование, общество. 2016. № 1 (7). С. 290–303. Сыченко Ю.А. Профессиональная идентичность студентов в контексте транспрофессионализма // Материалы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. / под науч. ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. С. 456–464. Украинцева И.И., Новикова С.С., Мушкина И.А. Психологические условия сопровождения программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология, 2019, № 1, С. 104–108. Фролова А.С. Деконструкция медиаритуалов в контексте профессиональной идентичности // Власть. 2018. Т. 26, № 7. С. 128–136. Шнейдер Л.Б. Дилеммы профессиональной идентичности личности в современных социокультурных условиях // Современная социальная реальность: вызовы, риски, перспективы / ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»; под науч. ред. О.А. Белобрыкиной. Новосибирск, 2019. С. 39–58. Carlos-María Alcover. Who Are «I»? Who Are «We»? A State-of-the-Art Review of Multiple Identities at Work. Psychologist Papers, 2018. Electronic version. URL: http://www.papelesdelpsicologo.es/English/2858.pdf (дата обращения: 25.09.2019). Caza B.B. and Creary S.J. The Construction of Professional Identity. Electronic version. URL: https://scholarship.sha.cornell.edu/articles/878/ (дата обращения: 25.09.2019). Kasperiuniene J. and Zydziunaite V.A. Systematic Literature Review on Professional Identity Construction in Social Media // SAGE Open, 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/330854541_A_Systematic_Literature_Review_on_Professional_Identity_Construction_in_Social_Media (дата обращения: 25.09.2019).
Информация об авторе: Бурлаченко Лариса Сергеевна, аспирантка кафедры истории, философии и психологии, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия. Email: larisa-lulu@yandex.ru