5
Косач Елена Владимировна
Новосибирский колледж промышленных технологий
Критериально-диагностический инструментарий оценки сформированности безопасного социального поведения студентов колледжа
Косач Е.В. Критериально-диагностический инструментарий оценки сформированности безопасного социального поведения студентов колледжа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 2. С. 32-38. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-30-2-32-38
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-32-38
УДК: 377.5
EDN: HGOVXS
Дата приема статьи в публикацию: 25.03.2024
Аннотация: В статье рассматривается проблема поиска эффективного критериально-диагностического инструментария для оценки сформированности безопасного социального поведения студентов колледжа. Представлен теоретический анализ педагогических исследований по рассматриваемой проблеме. В качестве методологических подходов выступают аксиологический, диалогический, системный, на которых основана авторская стратегия разработки инструментария и характер взаимодействия со студентами в процессе диагностики. Актуализируется необходимость научного обоснования и теоретического осмысления критериев для организации диагностики студентов. В центре внимания находится содержательное описание методик оценки сформированности безопасного социального поведения. Разработаны и предложены авторская анкета, настольная игра «Ты не один», комплект кейс-заданий, упражнение «Лестница социально безопасных поступков», отмечены их преимущества. Для валидизации используемых методик рекомендуется применять экспертные оценки родителей (законных представителей), специалистов воспитательного отдела профессиональной образовательной организации, тьюторов учебных групп и уточняющие методики (анализ продуктов деятельности, микросочинения, рассказы студентов с элементами рефлексии, составление синквейнов, упражнение «Продолжи предложение»). В заключении делаются выводы о значимости выявления критериев и поиска диагностического инструментария, обеспечивающего определение индивидуальной характеристики сформированности безопасного социального поведения.
Ключевые слова: воспитание, безопасное социальное поведение, социальная безопасность, безопасное поведение, формирование безопасного социального поведения, колледж
Список литературы: Борисова Т.С., Плоткин М.М. Агрессивность детей и подростков как социальное явление и следствие семейных отношений в современной России // Педагогика. 2020. № 7. С. 67–73. Воропаев М.В., Савенков А.И., Серебренникова Ю.А. Подготовка будущих педагогов к формированию социального опыта учащихся в цифровой среде. Москва: Перо, 2023. 256 с. Гладкова Л.Н. Обоснование уровней и экспериментальная работа по формированию социально безопасного поведения подростка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 6 (119). С. 33–39. Ильин Е.П. Психология воли. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 368 с. Ли А.С. Диагностика сформированности культуры безопасного поведения студентов среднего профессионального образования // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 1 (53). С. 14–23. Мудрик А.В., Яковлева М.Г. Социально-психологическая виктимология. Москва: МГПУ, 2021. 368 с. Редкина М.Д., Максименко А.А., Дейнека О.С. Отношение старшеклассников к роли свидетеля кибербуллинга // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 69–78. Ромм Т.А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 26–31. Социально-психологический практикум: учеб.-метод. пособие для студентов ф-та психологии и социальной работы / сост. В.В. Гриценко. Балашов: Николаев, 2004. 184 с. Современные подростки в эпоху глобальных перемен: От делинквентного поведения к психологической безопасности: коллективная монография / под науч. ред. Т.В. Бугайчук, В.В. Белкиной. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. 183 с. Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406788976/ (дата обращения: 25.12.2023). Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 25.12.2023). Строкова Т.А. О выборе критериев оценки в педагогических исследованиях. URL: https://sevcbs.ru/main/wpcontent/uploads/2015/12/315.pdf (дата обращения: 02.02.2024). Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с. Яковлева Е.В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29036234_11348245.pdf (дата обращения: 27.12.2023). Boicu S.N., Craciun I. Preventive online safety education for teenagers. SARA Law Research International Journal of Legal and Social Order, 2023, No. 1, pp. 1-9.
Информация об авторе: Косач Елена Владимировна, Новосибирский колледж промышленных технологий, Новосибирск, Россия, e.altspu@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0006-8838-5444