12
Декатова Кристина Ивановна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Каунова Екатерина Викторовна
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Использование инновационных методов и приемов в процессе формирования читательской грамотности
Декатова К.И., Каунова Е.В. Использование инновационных методов и приемов в процессе формирования читательской грамотности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 2. С. 84-90. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-84-90
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-84-90
УДК: 373.5.016:028.02
EDN: LCITUX
Дата приема статьи в публикацию: 03.03.2024
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования читательской грамотности у современных школьников. На основе анализа педагогического опыта и существующих подходов к обучению грамотному чтению рассматривается вопрос о применении методов и приемов инновационных технологий в процессе развития разных читательских умений. В статье описываются этапы воспитания грамотного читателя и анализируется целесообразность использования имитационных и неимитационных инновационных методик обучения на каждом этапе. Авторы приходят к выводу, что на этапах диагностического и итогового оценивания уровня сформированности читательской грамотности уместными являются неиммитационные методики, которые становятся активизирующим мотивацию обучающихся дополнением традиционных методов проверки читательских умений. На этапе формирования умений базовых читательских действий, связанных с поиском необходимо информации в тексте, ее интеграции и интерпретации, оценки содержания и формы текста, а также умения использовать информацию текста в разных жизненных ситуациях выбор имитационных и неимитационных методик обусловлен задачами обучения и спецификой читательского действия. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут послужить основой для дальнейшего изучения дидактических возможностей методов инновационных технологий в ходе формирования читательской грамотности и разработки необходимых учителям методических рекомендации.
Ключевые слова: читательская грамотность, читательские умения, инновационные методы, имитационные и неимитационные методики обучения
Список литературы: Адаева О.Б., Иваненко Г.С. Читательские умения студентов педагогического вуза: проблемы и перспективы формирования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 10. С.1011–1019. Алмазова И.Г., Долгошеева Е.В., Числова С.Н. Современные технологии начального образования. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А.  Бунина, 2019. 86 с. Антонюк Ю.А. «Облако слов» как инструмент развития читательской грамотности на уроках литературы // Вестник научных конференций. 2023. № 4-2 (92). С. 15-16. Артёмова Л.П. Использование приемов критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах// Читательская грамотность современного школьника: сборник лучших практик. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. С. 23-26. Бруцкая Р.В. Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2021. № 2 (30). С. 20-22. Гаврилова С.М., Дондокова Р.Б. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 4. С. 45‒52. Дудкина В.С. Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 6А. Ч. I. С. 484–490. Ильина Е.Б., Долгих О.М. Формирование читательской грамотности обучающихся при помощи интерактивных игр: обзор эффективной педагогической практики // Красноярское образование: вектор развития. 2021. №1 (4). С. 121-124. Инновационные технологии в образовательной деятельности Санкт-Петербургской юридической академии: методические рекомендации / А.В. Долматов, В.С. Кувшинов, В.И. Перфилов и др.; под общей ред. Э.В. Суслина. СПб.: АНО ВО «СЮА», 2019. 72 с. Кузнецова Н.М. Функциональная грамотность. Концептуальная основа и возможности формирования: методическое пособие. Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2021. 64 с. Левченко Г.Г. Формирование читательской грамотности при решении проектных задач // Актуальные вопросы преподавания общественных дисциплин в школе и в вузе. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 70-74. Медведева Т.А. «Облако слов» сетевого сервиса web 2.0 в образовательном процессе (из опыта работы) // Вестник научных конференций. 2019. № 11-3 (51). С. 51-54. Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. М.: ИСРО РАО, 2021. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ЧТ_Методические%20рекомендации%20_2021_Final.pdf (дата обращения: 22.09.2023) Морозова О.В. Формирование читательской грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов, сервисов на уроках русского языка // Форум. 2023. № 3 (29). С.194-198. Муштавинская И.В. Метапредметные образовательные технологии для формирования функциональной читательской грамотности // Физика в школе. 2023. № S2. С. 64-69. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Вносит ли школа вклад в достижения своих учеников? По материалам международного исследования грамотности чтения PIRLS-2006 // Вопросы образования. 2009. № 2.С.87–108. Реализация инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных и естественных дисциплин в условиях интеграции офлайн- и онлайн-форм обучения/ О. О. Путило, Е.В. Каунова, Г. А.  Савин и др.; под ред. Л. Н. Савиной. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2022. 159 с. Реализация курса «Читаем, решаем, живём». Читательская грамотность. Основы смыслового чтения и работы с текстом. 5–6 класс/ И.Н. Невшупа, Е.Л. Николаевская, Т.А. Каян и др. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края. 2022. 47 с. Савенко Л.В. Игра как средство формирования читательской грамотности младших школьников // Вопросы педагогики. 2022. № 12-1.С. 162-164. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. М.: Баласс, 2011. 128 с. Созинова Е.В. Интеллект-карты как средство формирования читательской грамотности // Форум. 2023. № 3 (29). С.198–201. Суворова С.В. Гексагональное обучение (метод шестиугольников) как один из приемов развития критического мышления на уроках русского языка и литературы // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2021. № 2 (30). С. 10-12. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Баранова В.Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016 // Вопросы образования. 2018. № 1.С.58–78. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123–150. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100». Москва: Баласс, 2010. 208 с. Шабаева Л.А., Юмакулова Н.Ф. Использование методов активного обучения как способ повышения читательской грамотности учащихся // Специфика педагогического образования в регионах России. 2021. № 1 (14). С. 83-84.
Информация об авторе: Декатова Кристина Ивановна, доктор филологических наук, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия, dekatovaki@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7690-8379.
Информация о соавторе: Каунова Екатерина Викторовна, кандидат филологических наук, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия, katekw23@gmail.com, https://orcid.org/0009-0004-1479-9957