1
Ходырев Александр Михайлович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Разработка и обоснование методики исследования развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования (на выборке студентов педагогического вуза)
Ходырев А.М. Разработка и обоснование методики исследования развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования (на выборке студентов педагогического вуза) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 1. С. 5-14. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-5-14
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-5-14
УДК: 378
EDN: NNDKZD
Дата приема статьи в публикацию: 13.03.2024
Аннотация: Автором статьи представлены результаты апробации разработанной им методики «Методика определения особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования». Обоснование авторской методики проводилось на выборке студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Методика разрабатывалась с целью выявления особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования. Основаниями для методики стали перечисленные в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года традиционные ценности, также список универсальных компетенций, представленный в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата ФГОС ВО, и результаты предварительного эмпирического исследования автора по выявлению значимых ценностей и ценностных установок у студентов в период обучения в педагогическом вузе. Представленные в статье результаты апробации методики автора доказали ее валидность и надежность. Описание результатов апробации показало высокую степень согласованности шкал методик (апробированной методики «Методика определения особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования» и методики «Диагностика реальной структуры ценностной ориентации личности» С.С. Бубновой). При этом выявленная содержательная согласованность в ответах студентов даже выше, чем по выборке преподавателей, то есть студенты уже сейчас учатся по программам, которые ориентированы на профессиональные педагогические ценности, они у студентов более четко представлены в ценностно-мотивационной структуре профессиональной деятельности по сравнению с преподавателями.
Ключевые слова: ценностно-смысловые основания содержания педагогического образования, пилотажное исследование, студенты педагогического вуза, апробация методики
Список литературы: Асадуллин Р.М., Фролов О.В. Кризис педагогической культуры и некоторые задачи современной педагогической мысли // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 2. С. 9–31. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры системы ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики / под ред. А.Н. Воронина. Москва: Изд-во Института психологии РАН, 1994. Вып. 2. С. 144–157. Груздев М.В., Ходырев А.М. Методология изучения ценностей и смыслов педагогического образования: герменевтический подход // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 10–16. Калина И.И. Высокоэффективная образовательная система: основания и признаки // Педагогика и психология образования. 2021. № 4. С. 9–17. Мосиенко Л.В., Широкова Е.В., Хлызова И.В. Аксиологические индикаторы качества воспитания будущего педагога в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021. № 2. С. 15–26. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 480 с. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование: Приказ Миобрнауки России от 22.02.2018 № 121 (ред. от 08.02.2021) URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-121/ Ценности педагогического образования: история и современное состояние / под науч. ред. А.М. Ходырева. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. 190 с. Швецова С.В. Социально-психологический мониторинг как средство совершенствования управления в образовании: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2000. 223 с. Шипилина Л.А. Аксиологические ориентиры исследования проблем подготовки педагогов в вузе в диссертациях по педагогике // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 11.
Информация об авторе: Ходырев Александр Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, первый проректор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, a.khodyrev@yspu.org, https://orcid.org/0000-0001-9871-9440