12
Чикнаверова Карине Григорьевна
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (Одинцовский филиал)
Обучение лексике в рамках курса юридического языка и перевода
Чикнаверова К.Г. Обучение лексике в рамках курса юридического языка и перевода // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, №1. С. 85-92. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-85-92
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-85-92
УДК: 37.02
Дата приема статьи в публикацию: 03.02.2023
Аннотация: В статье анализируются и описываются особенности и способы обучения лексике в рамках юридического языка и перевода. Автор рассматривает способы отбора лексики на основе контрастивного и сопоставительного анализа профессионально-ориентированных лексических единиц, терминов и другой частотной лексики языка коммерческого и корпоративного права. В рамках статьи обозначена лексика, представляющая сложности для русскоязычных обучающихся. В этой связи описывается и анализируется лексика, передающая такие явления как полисемия, омонимия, паронимия и другие явления частотные в языке права, которые являются источником ошибок обучающихся. Помимо собственно лексических и лексико-семантических рассматриваются лексико-грамматические проблемы такие как сочетаемость слов, смена значения слова при изменении грамматического числа, отдельные аспекты словообразования и т.д. Автор описывает педагогические и частно-методические аспекты обучения, учитывающего методы сопоставительной и контрастивной лексикологии. К ним относятся ранняя профилактика ошибок, регулярный мониторинг, а также введение и закрепление методов самостоятельного анализа и самоконтроля студентов. В заключении делаются рекомендации в отношении типа упражнений для отработки данного пласта лексики в рамках вводного курса юридического английского языка.
Ключевые слова: юридический язык, английский язык права, юридический перевод, контрастивный лексический анализ
Список литературы: Анисимова А. Г., Архипова М. А. Англоязычные юридические термины: оптимизация процесса обучения // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 4 (37). С. 294-299. Антошкова Н. А. Особенности обучения профессионально ориентированной лексике студентов в больших группах (на примере юридического направления) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4-5. С. 11-17. Безуглова О.А., Кузнецова А. Юридическая лексика на занятиях по английскому языку в языковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4(58): в 3-х ч. Ч. 1. C. 177-179. Балишин С. И. Лингвостатистический и лингвострановедческий аспекты отбора лексики для обучения чтению специальной литературы в юридическом вузе // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований : Сборник научных стаей XI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 26 апреля 2019 года / отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 98-101. Горбуль Ю. А. Обучение терминологической лексике студентов (курсантов) юридического направления // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы научно-практической конференции, Новокузнецк, 15–16 ноября 2012 года / Ответственный редактор А. Г. Антонов. Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2013. С. 177-179. Горшкова А. А. Тезаурусный подход к изучению лексики английского языка для специальных целей (на материале юридической лексики) // Образование и наука в России и за рубежом. 2019. № 1(49). С. 464-469. Лузгина О. А. Обучение профессионально ориентированной лексике как средству формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов юридических специальностей // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков : Материалы международной научно-практической конференции, Омск, 27 апреля 2018 года / Ответственный редактор М.Н. Никонова. Омск: Омская юридическая академия, 2018. С. 151-158. Плахотнюк Л. А. Некоторые принципы обучения юридической лексике в вузах МВД России // Приоритетные направления развития науки и образования : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 23 июня 2020 года. Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. С. 141-143. Пушкина Е.Н. Работа над лексикой и грамматикой в обучении иностранному языку студентов юридического вуза // Вестник Нижегородской правовой академии. 2018. № 16(16). С. 93-95. Рафикова Э.М. Обучение профессионально ориентированной лексике студентов юридического профиля // Евразийский союз ученых. 2019. № 11-3(68). С. 38-39. Тарасенко О. С. Особенности обучения юридической лексике на занятиях по русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12-2(54). С. 180-182. Тюрина И. В. К вопросу обучения юридической лексике бакалавров языкового вуза: на материале испанского языка // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. 2021. № 1. С. 202-206. Хижнякова М. Э. Критерии отбора лексики при обучении иностранному языку студентов юридических специальностей // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знанияв учебный процесс : Материалы II Международной научно-практической конференции Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО "ВГУ", Борисоглебск, 15– 16 октября 2021 года. М.: Издательство "Перо", 2021. С. 670-674. Чикнаверова К.Г. (а) Диапаронимы в текстах по специальности как потенциальные причины ошибок на лексико-семантическом уровне при обучении иностранному языку для специальных целей // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 471. С. 205-214. Чикнаверова К.Г. (б) Однородные члены предложения в английских юридических текстах как проблема обучения переводу // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 1. С. 182-189. Чикнаверова К.Г. Анализ ошибок на вводном этапе обучения юридическому переводу в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 3. С. 181-186. Brian A. Garner, editor in chief. (2014). Black's law dictionary. St. Paul, MN : Thomson Reuters. Krois-Lindner A. International legal English certificate. Cambridge : Cambridge University Press, 2006. 320 p. Merriam-Webster Dictionary: https://www.merriam-webster.com/dictionary/file
Информация об авторе: Чикнаверова Карине Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (Одинцовский филиал), Москва, Россия, chiknaverova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5936-4982