Akopova-MA-vestnik-pip-2022-4-ru.pdf |
- 8
- Исследование влияния восприятия разных информационных источников на мнемические процессы студентов
- Акопова М.А. Исследование влияния восприятия разных информационных источников на мнемические процессы студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 57-64. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-28-4-57-64
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-57-64
- УДК: 159.9:004
- Дата приема статьи в публикацию: 29.11.2022
- Аннотация: В современном мире роль информационных и цифровых технологий в нашей жизни столь велико, что сложно отрицать их влияние на психологические особенности людей. Весьма актуальной в этом свете представляется проблема влияния различных информационных источников, которые используют люди (от классических печатных источников до смартфона) на их когнитивные функции, в том числе на процессы памяти. Именно мнемические процессы помогают нам ориентироваться в информационных потоках, быстро находить нужный нам материал для принятия рационального решения. Поэтому в данной статье предпринята попытка изучения влияния на количественные характеристики мнемических процессов вида информационного источника. Краткий анализ научных исследований по рассматриваемой проблеме (B. Sparrow, D.J. Leu, Н.П. Дутко, А.Г. Давыдовский, А.В. Пищова и др.) показал, что существуют определенные связи между мнемическими процессами и современными цифровыми информационными технологиями. В экспериментальном исследовании, проведенном нами и описанном в данной статье, изучалось качество запоминания и воспроизведения научного и художественного текста, а также произведений изобразительного искусства при условии восприятия их с печатных и цифровых источников (смартфона). Показано, что восприятие информации со смартфона сказывается в большей степени на качестве запоминания научно-учебного текста.
- Ключевые слова: источники информации, мнемические процессы, память, восприятие, цифровые источники, бумажные источники, запоминание текста, зрительное запоминание.
- Список литературы: Выготский Л.С. Лекции по психологии. Санкт-Петербург: Союз, 1997. 144 с. Давыдовский А.Г., Пищова А.В. Влияние интернет-среды на процессы памяти // Наука и инновации. 2018. № 12 (190). С. 28–33. Дутко Н.П. Особенности мнемических процессов личности в цифровой среде // Вестника СВФУ. Сер.: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 4 (24). С. 106–112. Косарев Н.С. Использование гаджетов в образовательном процессе: достоинства и недостатки // Актуальные вопросы образования. 2020. Т. 1. С. 135–140. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. № 95 (12). С. 1183–1188. Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45. Овчинникова К.Р. Что происходит с памятью человека в информационном обществе? // Мир психологии. 2015. № 2 (82). С. 232–243. Петренко А.О. Гигиеническая оценка эффективности использования школьниками ридеров // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8 (269). С. 38–42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 720 с. Черемошкина Л.В. Влияние интернет-активности на мнемические способности субъекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 57–71. Henkel L.A. Point-and-shoot memories: the influence of taking photos on memory for a museum tour. Psychological Science, 2013, № 25, pp. 396–402. Kirschner P.A., De Bruyckere P. The myths of the digital native and the multitasker. Teaching and Teacher Education, 2017, № 67, pp. 135–142. Leu D.J., Gregory McVerry J., Ian O’Byrne W., Kiili C., Zawilinski L., Everett-Cacopardo H., Forzani E. The new literacies of online reading comprehension: Expanding the literacy and learning curriculum. Journal of Adolescent & Adult Literacy, 2011, № 55 (1), pp. 5–14. Mangen A., Walgermo B.R., Bronnick K. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension. International Journal of Educational Research, 2013, № 58, pp. 61–68. Obel C., Henriksen T.B., Dalsgaard S., Linnet K.M., Skajaa E., Thomsen P.H., et al. Does children’s watching of television cause attention problems? Retesting the hypothesis in a Danish cohort. Pediatrics, 2004, № 114, pp. 1372–1374. Sparrow B., Liu J., Wegner D.M. Google effects on memory: cognitive consequences of having information at our fingertips. Science, 2011, № 333, pp. 776–778. Tanil C.T., Yong M.H. Mobile phones: The effect of its presence on learning and memory PLOS ONE (August 13, 2020). URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0219233 (дата обращения: 20.07.2022). Vedechkina M., Borgonovi F. A review of evidence on the role of digital technology in shaping attention and cognitive control in children (24 February 2021). URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.611155/full. Wiradhany W., Baumgartner S.E. Exploring the variability of media multitasking choice behaviour using a network approach. Behaviour and Information Technology, 2019, № 38, pp. 1355–1368.