3
Воронцова Анна Валерьевна
Костромской государственный университет
Бессараб Степан Константинович
Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова
Формирование информационной культуры личности в проектной и исследовательской деятельности
Воронцова А.В., Бессараб С.К. Формирование ценностных основ информационной культуры у студентов среднего профессионального образования в проектной и исследовательской деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 18-29. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-18-29
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-18-29
УДК: 377.5:004
Дата приема статьи в публикацию: 23.07.2022
Аннотация: Статья посвящена проблеме поиска эффективной методики формирования ценностных основ информационной культуры студентов среднего профессионального образования в проектной и исследовательской деятельности. В работе представлен теоретический анализ опыта формирования ценностных основ информационной культуры личности. Авторы выделяют этапы процесса формирования ценностных основ информационной культуры обучающихся организации среднего профессионального образования. В статье представлено описание опытно-экспериментальной работы, в центре которой стоит модернизация методики проектной и исследовательской деятельности с акцентом на формирование ценностных основ информационной культуры личности. В работе описывается авторский диагностический инструментарий для оценки динамики формирования ценностных основ информационной культуры личности по практико-деятельностному критерию. Анализ результатов свидетельствует о положительной динамике формирования ценностных основ информационной культуры. Делается вывод о том, что представленные результаты эмпирического исследования, а также вторичная математико-статистическая обработка результатов подтверждают эффективность описанной работы по формированию ценностных основ информационной культуры студентов среднего профессионального образования.
Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, ценностные основы, информационная культура, среднее профессиональное образование, формирование ценностных основ информационной культуры.
Список литературы: Алтынкович Е.Е. Динамика культурных ценностей личности в информационном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2016. 26 с. Арсеньев К.С. Формирование у студентов вуза критического отношения к информации при помощи социального медиапроекта на базе вики-технологий // Вестник Марийского государственного университета. 2011. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u- kriticheskogo-otnosheniya-k-informatsii-pri-pomoschi-sotsialnogo-mediaproekta-na-baze-viki-tehnologiy (дата обращения: 15.12.2021). Ахметов Л.Г. Информационная среда проектной деятельности учителя технологии // Образование и наука. 2009. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-sreda-proektnoy-deyatelnosti-uchitelya-tehnologii (дата обращения: 15.12.2021). Бессараб С.К. Опыт исследования формирования ценностных основ информационной культуры личности // Психология и педагогика социального воспитания: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина; Кострома, 3–5 марта 2020 года / под ред. А.Г. Кирпичника, А.Г. Самохваловой. Кострома: Костромской государственный университет, 2020. С. 259–263. Бессараб С.К. Формирование ценностных основ информационной культуры обучающихся организации среднего профессионального образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 5 (104). С. 155–166. Боровикова Т.В., Фролова О.А. Педагогическая система формирования информационной культуры старшеклассника // Вестник ТГУ. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-formirovaniya-informatsionnoy-kultury-starsheklassnika (дата обращения: 15.12.2021). Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. статей / науч. ред. Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. М.; Магнитогорск: Изд-во Магнитогорской гос. консерватории им. М.И. Глинки, 1997. Вып. 6: Методология и организация информационно-культурологических исследовании. 191 с. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности: от теории – к модели информационного образования // Открытое образование. 2007. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-lichnosti-ot-teorii-k-modeli-informatsionnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.12.2021). Герасимова О.Ю. Интегральная технология формирования информационной культуры студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 24 с. Глухова Л.У. Формирование основ информационной культуры у учащихся 5–7 классов в процессе обучения информатике: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 1999. 332 с. Гнатышина Е.В. Применение проектной технологии при развитии информационной культуры педагога профессионального обучения // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. № 10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-proektnoy-tehnologii-pri-razvitii-informatsionnoy-kultury-pedagoga-professionalnogo-obucheniya (дата обращения: 15.12.2021). Гречихин А.А. Информационная культура: опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / под ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. М., 1994. Задонская И.А. Информационная культура личности как основа формирования информационного общества // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-lichnosti-kak-osnova-formirovaniya-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 15.12.2021). Зубов Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры: сб. ст. М., 1994. С. 5–11. Ильина И.В., Акмамбетов С.А., Акмамбетова М.Е. Проектная деятельность как условие формирования практического интеллекта // Ученые записки: электрон. науч. журнал Курского гос. ун-та. 2019. № 2 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-uslovie-formirovaniya-prakticheskogo-intellekta (дата обращения: 15.12.2021). Ишханова М.Г. Формирование информационной культуры старшеклассников в контексте требований современного общества // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-starsheklassnikov-v-kontekste-trebovaniy-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 15.12.2021). Кармаев А.А., Ким С.В. Цифровизация проектной деятельности школьников: проблемы и перспективы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020. № 6 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 15.12.2021). Кирилова Г.И. Исследовательская компетентность специалиста информационного общества // ОТО. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-kompetentnost-spetsialista-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 21.11.2021). Круподерова К., Попенко Н.В., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся средствами сетевой проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-obuchayuschihsya-sredstvami-setevoy-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.12.2021). Лавриненко Н.А. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. Краснодар, 2004. 23 с. Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. № 11. С. 59. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с. Овчинникова И.Г. Дидактические условия формирования информационной культуры школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Магнитогорский пед. ин-т. Магнитогорск, 1996. 24 с. Плотникова Д.И. Проектная деятельность как средство формирования информационной культуры старшеклассников на уроках информатики // Возможности образовательной области «Математика и информатика» для реализации компетентностного подхода в школе и вузе: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч.; Соликамск, 18–19 окт. 2013 г. / сост. Т.В. Рихтер; Соликамский гос. пед. ин-т; Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. С. 175–178. Самохвалова В.В. Формирование информационной культуры социального работника и социального педагога: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2000. 200 с. Сафонова В.Г. Организация проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов: На материалах деятельности технико-экономического колледжа г. Новокузнецка: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Томск. гос. пед. ун-т. Томск, 2005. 19 с. Семилуцкая Л.В. Организация проектно-исследовательской деятельности // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 23.11.2021). Смагина Е.А. Проблемы формирования информационной культуры студентов. Балашиха, ИСЭПиМ, 2010, 121 с. Соколова О.И. Информационная культура преподавателя как необходимый компонент современного образования // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты: электрон. журнал. 2003. Вып. 1. С. 46. Суханов А.П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988. 192 с. Фролова О.А. Формирование ценностных основ информационной культуры старшеклассника: дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2008. 16 с. Хангельдиева И.Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: междунар. науч. конф., Краснодар – Новороссийск, 23–25 сент. 1993 г.: тез. докл. Краснодар, 1993. Южанинова Е.Р. Ценностное самоопределение студента университета в аксиосфере интернета: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Оренбург, 2015. 44 с.
Информация об авторе: Воронцова Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, annavorontsova@ksu.edu.ru, Кострома, Россия, http://orcid.org/0000-0002-9706-1082
Информация о соавторе: Бессараб Степан Константинович, Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова, Кострома, Россия, stepan16@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-7461-9805