- 5
- Методика оценки уровня исследовательской компетентности школьников
- Корякина С.Р., Миронова Т.И., Смирнова Е.Е. Методика оценки уровня исследовательской компетентности школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 38-44. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2-38-44
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-2- 38-44
- УДК: 373
- Дата приема статьи в публикацию: 18.06.2022
- Аннотация: В статье представлена структура исследовательской компетентности школьников, раскрыты основные критерии ее сформированности. Показана необходимость развития исследовательской компетентности в период становления личности. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке шестиклассников (n = 100), с использованием следующего диагностического инструментария: авторская анкета, направленная на выявление уровня исследовательской компетентности школьников, педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки для педагогов «Выявление исследовательских умений» по А.И. Савенкову. Исследование проводилась на базе МБОУ СОШ № 30 г. Костромы. Выявление специфики исследовательской компетентности школьников позволяет наметить перспективы педагогической деятельности, направленной на создание благоприятных социально-культурных условий развития исследовательских умений и мотивации участия детей в исследовательской деятельности. Показано, что направленное применение комплекса мероприятий, развивающих исследовательские компетенции школьников, оказывает положительное влияние не только на эффективность их познавательной деятельности, но имеет также важное воспитательное значение, поскольку способствует развитию навыков самоконтроля, ответственности, саморазвития, умений действовать в команде и решать сложные задачи сообща.
- Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские способности, исследовательская компетентность, социально-культурные условия, образовательный процесс, структурные компоненты исследовательской компетентности, методика диагностики исследовательской креативности.
- Список литературы: Грушецкая И.Н., Щербинина О.С., Лепешев Д.А. Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Республике Казахстан // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 29–35. Корякина С.Р. Проектная деятельность как ресурс формирования исследовательских компетенций школьников // Психология и педагогика социального воспитания: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 85-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. 2020. С. 423. Модернизация образования в России: хрестоматия / под ред. В.А. Козырева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.С. Герцена, 2002. С. 97. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. 1992. Полупаненко Е.Г. Влияние государственной политики на развитие отечественного внешкольного химического образования в 20-е гг. ХХ в. // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 222–227. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. Самохвалова А.Г. Социокультурная детерминация коммуникативных трудностей современных детей и подростков // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 55. С. 5. Самохвалова А.Г. Формирование коммуникативного компонента индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя. Ярослаль, 1997. 202 с. Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии // Клиническая и специальная психология. 2013. № 1. С. 66–83. Ходаковская О.В., Голянич В.М., Бондарук А.Ф. Психологическое здоровье: ценности и самоидентификация школьников подросткового возраста // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 24–31. Хватова М.В. Аксиологический подход к исследованию акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи // Известия Смоленского государственного университета. 2011. № 3 (15). С. 468–478.