20
Сысоева Екатерина Валентиновна
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина
Опережающая педагогическая поддержка формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза
Сысоева Е.В. Опережающая педагогическая поддержка формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 133-137. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-133-137
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-133-137
УДК: 378.18
Дата приема статьи в публикацию: 26.02.2021
Аннотация: К обязательным требованиям при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования относится формирование универсальной «компетенции саморазвития», которая предусматривает прогнозирование, выстраивание и реализацию самими обучающимися траектории саморазвития, наиболее полно отвечающей их личностным потребностям и стремлениям. Однако результаты социологического исследования показывают, что большинство первокурсников не умеют прогнозировать и реализовать траекторию саморазвития и отмечают нехватку возможностей в этом вопросе от преподавателей. Одним из видов помощи студентам вуза может являться опережающая педагогическая поддержка формирования компетенции саморазвития первокурсников. Уникальность педагогической поддержки, концептуальные основы которой были разработаны О.С. Газманом, состоит в том, что она обуславливает самоопределение обучающихся в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение их проблемы. Опережающий характер педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза заключается в предоставлении обучающимся повода для размышлений еще до того, как у них возникла проблема. В момент, когда в их реальной жизни появляется затруднительный момент, они уже обладают набором методов и приемов для его благополучного разрешения. В результате теоретического исследования предлагается уточненное определение опережающей педагогической поддержки формирования компетенции саморазвития первокурсников вуза с позиции экзистенциального подхода М.И. Рожкова.
Ключевые слова: универсальная «компетенция саморазвития», траектории саморазвития, опережающая педагогическая поддержка
Список литературы: Александрова Е.А. Педагогическая поддержка детей в образовании: учеб. пособие / под ред. Н.Б. Крыловой. М.: Академия, 2006. 340 с. Афонина Т.Н., Гайдамакина И.В. Динамика факторов социальной адаптации студенчества (по материалам социологических исследований) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2016. № 10 (231). С. 3035. Всероссийское социологическое исследование российской интеллектуальной молодежной среды. 2018. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2018/Research_2018_Presentation.pdf. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. Десять концепций и эссе. 1995. № 3. С. 58–65. Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум. М.: Современное образование, 2014. 78 с. Кленова М.А., Панкратова Е.С. Особенности мотивации достижения и социально-психологической адаптации студентов // Альманах современной науки и образования. 2014. № 10 (88). С. 82–84. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 70–77. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2001. 208 с. Рожков М.И. Индивидуализация воспитания – целевой ориентир образовательного процесса // Казанский педагогический журнал. 2016. С. 67–69. Сандомирский М. Поколение Z: те, кто будет после. URL: https://www.mirprognozov.ru/prognosis/society/mark-sandomirskiy-pokolenie-z-te-kto-budet-posle. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. М.: Школа–Пресс, 1995. 384 с. Сысоева Е.В. Современный вуз как пространство развития субъектности студента // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Междунар. конф.: в 2˗х ч. 2016. Ч. 2. С. 318‒320. Сысоева Е.В., Кевля Ф.И. Теоретические основы опережающей педагогической поддержки // Вузовская наука – регионам: материалы XIII Всерос. конф. 2015. С. 281‒283. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие. URL: https://www.khutorskoy. ru/books/2008/A.V.Khutorskoy_L.N.Khutorskaya_Compet.pdf. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с. Iyai Deny Anjelus, Syaranamual Siska, Yaku Alexander. Improving academic skills on freshmen student performance in mastering learning skills. Jurnal Pendidikan Indonesia, 2020, № 9 (4). URL: https://www.researchgate. net/publication/344354205_Improving_Academic_Skills_On_Freshmen_Student_Performance_In_Mastering_Learning_Skills (дата обращения: 5.10.2020).
Информация об авторе: Сысоева Екатерина Валентиновна, Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина, Вологда, Россия, ksysoeva1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9220-3056