- 23
- Неформальная образовательная среда авторского лагеря
- Миновская О.В., Турыгин А.А. Неформальная образовательная среда авторского лагеря // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 149-154. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-149-154
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-149-154
- УДК: 374.1, 379.83
- Дата приема статьи в публикацию: 12.02.2021
- Аннотация: В статье рассматривается деятельность авторских лагерей Костромской области как одна из практик неформального образования. Исследовательская задача состоит в том, чтобы осмыслить, каким образом разворачивается образовательный процесс в авторском лагере. Эмпирической базой выступает авторский лагерь ролевых игр «Кентавр» и опыт педагогического коллектива по разработке и проведению тематических смен для подростков в 2009–2020 гг. Образовательной технологией выступает ситуационно-ролевая игра-эпопея с историческим сюжетом. Авторы осуществляют анализ пяти кейсов, которые демонстрируют логику возникновения образовательных эффектов у подростков непосредственно в рамках тематической смены и по ее завершению. Содержание кейсов связано с тематикой программы; спецификой ситуационно-ролевой игры; дополнительными занятиями, которые предлагаются подростку; недирективными требованиями, адресованными участнику. Сформулированы механизмы взаимодействия подростка и неформальной образовательной среды авторского лагеря (вызов и резонанс). Механизм вызова предполагает, что элементы неформальной образовательной среды провоцируют активность участника, вызывая различные переживания (не только позитивного характера). Принимая вызов, подросток занимает субъектную позицию и прилагает усилия по достижению выбранной цели. Механизм резонанса демонстрирует, что встречаясь с элементами неформальной образовательной среды, подросток обнаруживает те, на которые ощущает положительный эмоциональный отклик. Оценивая комфортность среды и увлекательность занятий, подросток стремится освоить новые умения, достичь мастерства в решении требуемых задач. Оба механизма функционируют в неформальной образовательной среде, где включение ребенка в образовательный процесс предполагает избирательность и добровольность.
- Ключевые слова: неформальное образование, авторский лагерь, образовательная среда, образовательный эффект, образовательный вызов, образовательный резонанс
- Список литературы: Атлас практик неформального образования / авт.-сост. М.С. Аверков, Н.М. Андерссон-Жулябина, Е.А. Вишневская и др.; под науч. ред. А.А. Попова. М.: Национальный книжный центр, 2019. 264 с. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 256 с. Куприянов Б.В. Как придумать лето? Программно-методический конструктор // Народное образование. 2012. № 3. С. 49–56. Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. 65 с. Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: монография / под ред. И.И. Фришман. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. 120 с. Мельников В.А., Синицина И.А., Синицын И.А. Концептуальные основы педагогического дизайна: фрактально-резонансный подход // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2 (24). С. 11–124. Опыт оценки качества образования во Всероссийском детском центре «Орлёнок»: методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей / А.П. Гузенко, Б.В. Куприянов, Л.Р. Сайфутдинова, Ю.А. Федотова. Краснодар: Новация, 2020. 124 с. Сандалова С.Я. Педагогический резонанс как состояние субъектов образовательной деятельности // Вестник БГУ. 2010. № 15. С. 262–266.