34
Вачеян Лариса Александровна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Заверткина Любовь Васильевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
К вопросу формирования профессиональных качеств педагогов-дефектологов в условиях дистанционного обучения
Вачеян Л.А., Заверткина Л.В. К вопросу формирования профессиональных качеств педагогов-дефектологов в условиях дистанционного обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 251-256. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-251-256
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-251-256
УДК: 376
Дата приема статьи в публикацию: 28.11.2021
Аннотация: В статье представлена характеристика дистанционной формы обучения как современного варианта обучения студентов педагогического вуза; перечислены основные дистанционные образовательные технологии; раскрыта сущность и особенности использования среды электронного обучения «ИОС Moodlе» и системы управления обучением (Learning Management System – LMS) «Mirapolis LMS); проанализированы возможности, предоставляемые СДО «Mirapolis LMS». Указано, что профессиональная педагогическая компетентность рассматривается рядом авторов как общность теоретической и практической готовности обучающихся к реализации педагогической деятельности. Сущностные характеристики компетентности прокомментированы результатами опроса студентов о возможностях использования дистанционного обучения для формирования важных профессиональных качеств учителей-дефектологов; представлены результаты опроса студентов дефектологического факультета о возможности эффективного использования дистанционного обучения для формирования ряда их специальных профессиональных компетенций; результаты опроса студентов о формируемых умениях планировать коррекционно-развивающую работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и осуществлять психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, воспитания, развития и их социальной адаптации. В статье перечислены основные трудности организации дистанционного обучения студентов-дефектологов и направления решения выявленных проблем.
Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональные качества, профессиональная компетентность, успешность дистанционного обучения, профессиональные компетенции педагога, специальное (дефектологическое) образование.
Список литературы: Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. 2015. Т. 12, № 2. С. 6 – 10. Аринова К.Н. Готовность педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 3. С. 10 – 14. Кроткова А.В. Психолого-педагогические трудности дистанционного освоения образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» // Дефектология: научно-методический журнал. 2020. № 5. С. 72 – 80. Курицына Г.В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе // Вестник Бурятского университета. 2016. № 2. С. 34 – 50. Кучмезов Р.А. Методологические подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70/1. С. 255 – 258. Леонтьева И.А. Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 84 – 88. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль, 2008. 200 с. Рожнов А.А., Соломченко М.А., Ильенко Н.М., Жилина Л.В. Модель формирования профессиональных качеств у будущих педагогов посредством игровой технологии // Вестник педагогических наук. 2021. № 1. С. 102 – 109. Разумова А.Б., Рицкова Т.И. Цифровая трансформация: тенденции развития образовательного процесса и готовность педагогов // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей всероссийской конференции с международным участием, Ярославль, 3 – 4 декабря 2020 г. Ярославль, 2021. С. 47 – 52. Сластенин В.А. и др. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М., 2012. 608 с. Система дистанционного обучения «Mirapolis LMS»: официальный сайт. URL: https://www.mirapolis.ru/blog/chto-takoe-sdo/ (дата обращения: 29.10.2021) Фирсов В.Л. Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения // Наука и современность. 2012. № 15. С. 104 – 107. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского: официальный сайт. URL: http://yspu.yar.ru/Студентам: Нормативные документы (дата обращения: 29.10.2021). Jacques S. Remote knowledge acquisition and assessment during the covid-19 pandemic, S. Jacques, A. Ouahabi, T. Lequeu. International Journal of Engineering Pedagogy, 2021, vol. 10, рр. 120 – 138. Notar C.E., Wilson J.D., Friery K.A. Going the distance: active learning, Education, 2002, vol. 4, рр. 649 – 654. Sahin-Topalcengiz E. Teachers' Opinions about Distance Web 2.0 Tools Training and Teachers' In-Class Web 2.0 Practices, E. Sahin-Topalcengiz, B. Yildirim. Journal of Turkish Science Education, 2020, vol. 17, рр. 561 – 577.
Информация об авторе: Вачеян Лариса Александровна, кандидат психологических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, vacheyan74@rambler.ru, http://orcid.org/0000-0001-9811-8901
Информация о соавторе: Заверткина Любовь Васильевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, l.zavertkina02@gmail.com, http://orcid.org/0000-0001-5615-6029