11
Черных Наталия Александровна
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Матвеева Людмила Иосифовна
Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
Психологические проблемы дистанционного обучения студентов-заочников в вузе
Черных Н.А., Матвеева Л.И. Психологические проблемы дистанционного обучения студентов-заочников в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 83-87. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-83-87
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-83-87
УДК: 159.9.072.43:004.3
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: Статья посвящена проблеме дистанционного обучения в вузе. Дистанционное обучение является важной составляющей системы образования и имеет много достоинств. Среди них: модульность, вариативность, развитие самостоятельности и критического мышления, волевых личностных качеств, а также цифровой грамотности. Кроме того, данная форма обучения предоставляет большие возможности для студентов-заочников. Среди недостатков занятий в дистанционной форме отмечается психологический дискомфорт, влияющий на эффективность обучения и удовлетворённость его результатами. Его нивелирование является важной задачей психологов и других специалистов, организующих процесс дистанционного обучения. В статье приводятся результаты исследования, направленного на выявление проблем, возникающих у студентов-заочников в процессе дистанционного обучения, проведённого в Борисоглебском филиале Воронежского государственного университета. С помощью специально разработанной анкеты был опрошен 71 обучающийся заочной формы. У испытуемых выявлено наличие трудностей как технического, так и психологического характера. Среди последних особенно распространёнными являются проблемы, связанные с отсутствием «живого общения», визуального непосредственного контакта с преподавателями и другими обучающимися. Результатом исследования явилась разработка ряда психологических рекомендаций по оптимизации дистанционного обучения, которые позволят повысить его эффективность и снизить дискомфорт у студентов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, психологический дискомфорт, заочная форма, опрос
Список литературы: Волов В.Т., Сопов В.Ф., Капцов А.В. Социально-психолого-педагогические детерминанты успешности обучения при дистанционной форме образования. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 76 с. Ендовицкий Д.А., Чупандина Е.Е. В ответ на требования времени: организация образовательного процесса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2020. № 3. С. 5–12. Заводчикова Н.И., Плясунова У.В., Суворова М.А. Использование системы дистанционного обучения MOODLE для организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 4. С. 170–174. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 30.03.2021). Макотрова Г.В. Тенденции и закономерности процесса использования цифровых ресурсов и технологий в развитии исследовательского потенциала школьников // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2018. № 32 (51). С. 14–29. Перминова Л.М. Цифровое образование в контексте теории и практики // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. № 42 (61). С. 19–25. Прохорова О.Н., Васильев Д.И., Варламов А.С. [и др.] Использование современных ИКТ при реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2016. № 2. С. 73–77. Сеидов Б.К. К всемирной мудрости в эру коммуникации и преобразования данных в цифровую форму // Перспективы. 1999. Т. 27, № 3. С. 77–90. Шпагина Е.В. Основные положения и различия открытого и дистанционного обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 2. С. 26–29. Ячина Н.П., Фернандез О.Г.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 134–138.
Информация об авторе: Черных Наталия Александровна, кандидат психологических наук, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, Борисоглебск, Россия, Matveshka32@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7954-0792
Информация о соавторе: Матвеева Людмила Иосифовна, кандидат технических наук, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, Борисоглебск, Россия, matvevali2@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-1153-7634