- 24
- Развитие естественно-научного образования на основе менеджмента его качества
- Гнитецкая Т.Н., Дроздова Е.М. Развитие естественно-научного образования на основе менеджмента его качества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 166-172. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-166-172
- DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-166-172
- УДК: 378:338.24
- Дата приема статьи в публикацию: 21.03.2020
- Аннотация: Данная статья посвящена одной из важнейших проблем формирования механизма оценки качества подготовки выпускников университетов, профессии которых требуют глубоких знаний в области естественных наук. Обсуждается недостаточная степень исследованности данного механизма, который по умолчанию должен включать оценку качества и надежности образовательных программ по физике, химии, математике и прочих. Оценку качества естественно-научной подготовки авторы статьи предлагают выполнить на основе апробированного инструментария всеобщего управления качеством, традиционно применяемого к оценке товаров и услуг. Для этого авторами выделены отличительные особенности качества образовательных услуг от качества товара и сформулировано содержание показателей качества образовательных услуг. В статье отмечаются определяющие показатели качества для образовательных программ естественно-научной направленности. Ведущую роль в деле развития естественно-научного образования, по мнению авторов, играет научно обоснованная методология адаптированного менеджмента качества. Базовой моделью выбрана модель Кано, в соответствии с которой сформулировано содержание слагаемых качества естественно-научной подготовки. Делается вывод, что процесс актуализации естественно-научных образовательных программ должен базироваться на данных мониторинга требований работодателей и самих обучающихся в виде совокупности показателей опережающего качества.
- Ключевые слова: естественно-научное образование, показатели качества образования, образовательная услуга, всеобщее управление качеством, слагаемые качества естественно-научной подготовки, мониторинг качества, модель Кано.
- Список литературы: Алиева Н.З. Концепция качества высшего естественно-научного образования в России // Компетентность. 2007. № 8 (49). С. 49–51. Баженова Н.Г., Луценко Е.Л. Мониторинг среды вуза как компонент системы оценки качества образования // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 106–113. Беляева Г.Ф., Сидорова А.А., Царенко А.С. Изучение удовлетворенности студентов преддипломной практикой с применением модели Кано // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 44. С. 228–268. Гаджиев А.Г., Плотникова Д.В. Использование модели Кано с целью совершенствования оценки качества образовательных услуг // Вестник Донецкого национального университета. Серия В: Экономика и право. 2016. № 1. С. 24–27. Глушко И.В., Зуева Т.М. Мониторинг качества образовательной деятельности в вузе: теоретико-правовой и практический аспекты // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 26–32. Гнитецкая Т.Н., Гнитецкий П.В., Иванова Е.Б., Афремов Л.Л., Устинов А.Ю., Карнаухова Е.В. Мобильное обучение физике на основе информационной модели внутрипредметных связей // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 6–7. Гуляева Т.И., Коломейченко А.С., Польшакова Н.В., Шуметов В.Г., Яковлев А.С. Опыт количественного анализа результатов анкетирования студентов по вопросам качества обучения: методика, модели, перспективы // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2 (95). С. 284–302. Довгаленко Н.В., Ромащенко М.А., Ромащенко А.А. Необходимость гуманизации инженерного образования // Актуальные вопросы профессионального образования. 2016. № 2 (3). С. 27–30. Ивашова В.А., Галеев Е.В., Федькова Т.В. Удовлетворенность потребителей услуг университета: новые подходы и результаты // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 103–108. Киселёва М.В. Вовлечение обучающихся вуза в оценку и повышение качества образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 3. С. 142–147. Колычева З.И., Суртаева Н.Н., Марголина Ж.Б. Естественнонаучное образование в России: проблемы развития // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 38–42. Котова С.С., Хасанова И.И. Качество образовательного процесса в университете глазами студентов // Образование и наука. 2016. № 9 (138). С. 43–61. Кузьмин А.М. Модель Кано // Методы менеджмента качества. 2007. № 3. С. 33. Плотникова О.В. Гуманитаризация естественнонаучного образования как условие совершенствования образовательного пространства России // Философия образования. 2014. № 1 (52). С. 146–150. Старостина С.Е. Естественнонаучное образование: содержание и стратегические ориентиры развития // Гуманитарный вектор. 2010. № 1. С. 54–60. Федулова Ю.А., Симбирских Е.С., Козачек А.В. Модель методической системы опережающего обучения естественнонаучным дисциплинам в ведущем вузе // Вопросы современной науки и практики / Университет им. В.И. Вернадского. 2019. № 4 (74). С. 118–125. Фишман Л.И., Цыбина О.Ю. Восприятие студентами качества образовательных услуг в вузе: результаты эмпирического исследования // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 12 (134). С. 47–52. Gnitetskaya T.N. Karnauhova E.V., Kovalchuk N.N., Ivanova E.B. Competence portfolio for students of physics and engineering majors. Applied Mechanics and Materials. Trans Tech Publications. Switzerland, 2014, vols. 670–671, pp. 1667–1670. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMM.670-671.1667 ISBN-13: 78-3-03835-288-4